2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Яма для машины своими руками

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками? Размеры стоячего или сидячего сооружения и их фото

Если в гараже есть смотровая яма, то владелец машины сможет самостоятельно выполнять многие работы, связанные с обслуживанием и ремонтом машины. Даже если он не собирается самостоятельно ремонтировать свой автомобиль, то сможет проводить диагностику, чтобы определить состояние автомобиля. Такая диагностика регулярно необходима для тормозной, рулевой и топливной систем, а также для шарниров равных угловых скоростей.

В этой статье мы расскажем:

  1. какими бывают смотровые ямы;
  2. когда их удобней делать;
  3. как сделать смотровую яму самостоятельно.

Смотровая яма в гараже

Смотровые ямы делят по:

  • типу;
  • ширине;
  • длине и форме;
  • наличию или отсутствию элементов безопасности.

Смотровые ямы условно делят на сидячие (глубиной 1,2–1,4 метра) и стоячие (глубина 1,5–1,8 метра). Обслуживать машину в сидячей яме не очень удобно, потому что придется постоянно таскать за собой стул, да и ходить настолько согнутым трудно. Зато ее проще построить, ведь придется не так глубоко копать и меньше тратить на ее отделку.

Устройство стоячей ямы лучше подходит для любых работ с автомобилем, да и передвигаться в ней можно не сгибаясь. Зато несколько выше затраты на строительство и отделку. Поэтому каждый владелец гаража сам решает, какой тип ямы ему больше подходит.

Ширина

Ширина ямы зависит от ширины автомобиля – чем меньше ширина машины, тем уже должна быть яма. В идеале ее ширина равна расстоянию между внутренней стороной колес минус 5–10 см.

У маленьких машин (Деу Матиз, Мерседес Смарт, Ока и других) это расстояние составляет 105–110 см, поэтому ширина ямы с учетом стен 95–100 см, то есть чистая ширина 55–80 см. Работать в такой яме, особенно крупному человеку, будет не очень удобно. Поэтому оптимальная ширина 80–100 см.

Длина и форма

Длину ямы определяют исходя из задач, которые будет решать владелец гаража. Если ему достаточно залезть под машину и осмотреть ходовую и рулевую системы или другие элементы, то достаточно длины 2–3,5 метра, но заезжать на нее придется либо задом, либо передом. Если необходимо осматривать/ремонтировать весь автомобиль, то длина ямы должна быть равна длине машины плюс 50–100 см для спуска в нее.

  1. Если длина ямы больше длины гаража, то вместо прямой устраивают г-образную яму, в которой спуск расположен сбоку. Благодаря этому длина конструкции может быть даже меньше длины машины на 30–60 см.
  2. Если длина гаража превышает длину машины более чем на 1,5 метра, то предпочтительно сделать длинную яму во всю длину гаража.
  3. Если же разница в длине меньше, то делают Г-образную яму на всю длину гаража.

Элементы безопасности

Даже сидячая яма представляет серьезную угрозу для людей и машин, если не оборудована элементами безопасности, к которым относят бортики и крышку. Бортики предотвращают падение машины в яму, что особенно важно, если автомобиль помещается на ней впритык или за рулем неопытный водитель.

Крышка, она же настил, защищает людей от падения в яму. В гараже нередко случаются ситуации, когда необходимо сделать шаг назад или в сторону. Если под ногой окажется открытая яма, беды не избежать, поэтому и нужно закрывать ее.





Когда лучше сделать?

Оптимально делать яму во время строительства гаража. В этом случае вы избежите дополнительных расходов, связанных с демонтажем куска пола и копкой земли в неудобных условиях. Если вы используете для рытья котлована или траншеи под фундамент экскаватор, то для него не составит труда выкопать и углубление под яму.

Вручную это сделать сложней, но гораздо легче, чем после заливки пола. Кроме того, любые земельные работы после заливки фундамента снижают его надежность, потому что нарушается структура почвы. Поэтому яму делают одновременно с фундаментом.

Как правильно построить своими руками?

Чтобы построить яму, необходимо сделать следующее:

  1. выбрать место;
  2. распланировать на участке;
  3. определить уровень грунтовых вод и выбрать способ гидроизоляции;
  4. выкопать котлован;
  5. оборудовать гидроизоляцию;
  6. сложить или залить пол и стены;
  7. оборудовать элементы безопасности.

Далее рассмотрим пошагово данные этапы строительства.

Выбор места

Яму необходимо располагать так, чтобы не было трудностей с заездом на нее и выходом из автомобиля. В большинстве гаражей ее делают по центру, если же гараж на две машины, то вдоль одного из заездов. При этом расстояние от корпуса машины до стены должно быть 60–80 см или больше.

Для Г-образных ям необходимо выбрать место бокового ответвления. Проблема в том, что если ответвление будет под колесом, то придется делать очень мощную перемычку, которая выдержит всю массу машины, а не только давление одного колеса.

Планировка на участке

В процессе планировки необходимо с помощью колышков и веревки разметить контуры котлована. Разметку производят по наружной стороне котлована. При этом учитывают толщину стен и песчаную отсыпку, которая защитит стены от подвижек грунта. То есть для ямы шириной в 80 см, толщина стен 12 см (полкирпича) и песчаной отсыпкой 8–15 см с каждой стороны необходима ширина котлована в 120–135 см.

Этот же метод применяют и для определения длины котлована.

Уровень грунтовых вод и гидроизоляция

Ведь в тех регионах, где вода поднимается к поверхности, гидроизоляция не сможет защитить яму, поэтому придется делать еще и дренаж. В этом случае поступают так:

  1. Котлован копают гораздо глубже, чтобы между песчаной подушкой и бетоном пола положить слой крупного щебня, обломков кирпича или бутовых камней.
  2. Дно котлована делают немного наклонным (1–2 см на всю длину).
  3. В наиболее глубокой части выкапывают место под бочку 200 литров.
  4. На дно обеих частей котлована насыпают песок слоем 10 см.
  5. В глубокую часть котлована ставят бочку и надевают на нее толстую стальную крышку с трубой диаметром 17–20 см – это будет и слив для воды и колодец для извлечения дренажного насоса.
  6. Дно котлована и крышку бочки засыпают крупным (фракция не менее 70 мм) щебнем, кирпичом или бутовым камнем до нижнего края бетона.
Читать еще:  Как упаковать маленький подарок своими руками

Бетонирование

  1. Стенки и пол изготавливают из бетона.
  2. На тех участках, где уровень грунтовых вод никогда не поднимается выше 2,5 метра, можно делать стены из кирпича, но лучше использовать бетон.
  3. Сначала заливают стены, для чего монтируют армирующую сетку из металлической, стеклопластиковой или углепластиковой арматуры.
  4. Стальную арматуру соединяют сваркой или проволочными скрутками, остальную только проволокой.
  5. Из арматуры делают вертикальную сетку, которая станет посредине каждой стены ямы.
  6. Снизу к сетке крепят горизонтальные арматурины с шагом 40–60 см для связки с будущей решеткой пола.
  7. Затем ставят опалубку, которую собирают из досок, фанеры, металла и других материалов.
  8. Иногда в ход идут панели от разобранной мебели, снятые двери или разобранные столы.
  9. В нижней части опалубки прорезают пазы, чтобы надеть на горизонтальную арматуру.
  10. Изнутри опалубку подпирают камнями, а также устанавливают распорки, предотвращающие распирание. Распорки делают из досок.
  11. Сверху опалубку ямы крепят к опалубке фундамента, потому что их необходимо заливать одновременно.

Для гидроизоляции меняют состав бетона:

  • 1 часть воды;
  • 1 часть жидкого стекла;
  • 3 части цемента;
  • по 12 частей песка и щебня;
  • пластификатор по необходимости.

Бетон замешивают и заливают в опалубку, затем уплотняют электрическим вибратором. Если вибратора нет, в бетон засовывают тонкую палку, стараясь достать до дна.

Еще один способ уплотнения – прикрепить к опалубке электродвигатель мощностью 20–50 ватт, а на его вал установить металлический или резиновый эксцентрик, например, резиновую шайбу, отверстие в которой просверлено ближе к краю.

После включения электромотора, он создаст вибрации, которые за 5–10 минут качественно уплотнят бетон. После этого необходимо проверить верх бетона, чтобы определить его горизонтальность и соответствие заданному уровню.

При необходимости необходимо долить или убрать бетон, чтобы его поверхность соответствовала заданной высоте и была полностью горизонтальна (проверять с помощью строительного уровня).

На этом же этапе устанавливают элементы безопасности.

Их делают из половины трубы (разрезать вдоль) диаметром 50 мм и уголка с размером полки 50–60 мм. Половинку трубы приваривают к краю полки одной стороны уголка так, чтобы вторая полка смотрела в сторону от трубы. Затем к низу всей конструкции приваривают под разными углами металлические штыри длиной 20–25 см.

Чем закрыть?

Для изготовления крышки используйте доску толщиной 50 мм. Нарезайте ее по ширине ямы, чтобы она без усилий помещалась на металлических полках. Для удобства открывания и закрывания ямы соединяйте по 5–7 досок между собой, прибив к ним снизу или сверху 2 доски толщиной 25 мм. Такие щитки обладают достаточной прочностью и защитят от падения человека и машину.

Вывод

Благодаря смотровой яме вы сможете использовать гараж не только для хранения, но и для обслуживания машины. Ведь теперь у вас будет возможность самостоятельно проверять исправность многих систем и агрегатов вашего автомобиля. Прочитав статью, вы узнали, как самому построить яму в гараже, а также какие материалы и работы нужны для этого.

Видео по теме

Смотрите видео о том, как правильно сделать смотровую яму в гараже.

Смотровая яма в гараже: 80 фото постройки, обустройства и вариантов модификаций

Удобное техобслуживание и мелкий ремонт авто, который можно проводить самостоятельно, можно обеспечить благодаря смотровой яме. В противном случае придется ложиться на спину под машину, что совсем не гарантирует комфорт при обслуживании. Разберемся, как сделать смотровую яму в гараже.

Размеры и глубина смотровых ям могут быть разными. При сооружении такой ямы самостоятельно, нужно исходить из габаритов автомобиля и своего роста. При этом, в смотровой яме должно быть удобно – чтобы было, где развернуться. Но шире расстояния между колесами яма быть не должна.

Обычно яму делают шириной больше восьмидесяти сантиметров. Длину ямы определяют по длине авто, к которой прибавляют 1 м. Такой подход обеспечит удобство при работе. Глубину рассчитывают исходя из собственного роста, прибавляя при этом порядка десяти-пятнадцати сантиметров. Если планируется провести под машиной много времени, помочь может небольшая табуретка или деревянный трап.

Всё описанное не является обязательным, сооружая смотровую яму в гараже своими руками, нужно стараться сделать её подходящей именно для себя.

К вопросу о расположении ямы. Как правило, удобнее сделать яму возле стены, чтобы в гараже можно было установить оборудование, шкафы и т.п., где будут размещаться запчасти.

Материал

Рассмотрим, как правильно и из каких материалов сделать стены смотровой ямы. Стены ямы обычно делают из кирпича, строительных блоков или используют монолитный бетон.

При выборе первого варианта предпочтительнее керамика, как наиболее влагостойкий материал. Стоит помнить о толщине кирпича при определении размеров ямы – после выкладывания стен кирпичом или блоками объём ямы уменьшится.

Выбор материала для стен ямы зависит от грунта. Если он является сухим и плотным – смело выбирайте кирпич. В противном случае необходимо использовать армированный бетон.

Бетонные блоки отличаются стойкостью к влаге. При использовании других блоков потребуется гидроизолирующий материал. Блоки из бетона могут без негативных последствий взаимодействовать с влагой, отличаются прочностью и не будут пучится зимой.

Если смотровая яма заливается бетоном, слой такой заливки должен быть, как минимум пятнадцать сантиметров. Также потребуется армирование бетона проволочной сеткой 0,5 см толщины. Вместо сетки возможно установление каркаса. Для него можно использовать арматуру.

Защищаем от воды

Чтобы надежно защитить яму, нужно провести гидроизоляцию снаружи. Такую гидроизоляцию нужно проводить только в процессе сооружения самой ямы. Для рассматриваемой защиты используют пленку либо мембрану из бутилкаучука или аналогичных материалов. Такую защиту нужно выстилать в несколько слоев, герметично закрепляя стыки. При этом плёнка или мембрана должны хорошо прилегать к стенам.

Читать еще:  Как сделать композицию из шаров своими руками

Для полной защиты от воды яму нужно гидроизолировать изнутри. Для этого стены пропитывают специальной обмазкой. В качестве последней нередко используют специальный состав для бассейна либо грунтовку.

Также от влаги может защитить кессон из металлического листового материала. Конструкция представлена коробом, обработанным специальным составом против коррозии. Увидеть кессон наглядно можно, изучив фото смотровой ямы в гараже с кессоном.

Вентиляция

Естественная вентиляция является неотъемлемым элементом смотровой ямы. Сделать её нужно в процессе сооружения ямы. Вентиляцию в смотровой яме также можно сделать своими руками. Для этого, при работе над полом ямы, в нём делают специальное отверстие для отвода воздуха через шланг. После установки шланга его накрывают крышкой.

Дополнительно

При желании к смотровой яме можно подвести электричество, чтобы был свет. При этом не стоит забывать о безопасности и влагоустойчивости.

Также, в тех же целях, не стоит устанавливать розетки с напряжением более 35 Вольт. Лампы в 220 Вольт использовать нельзя.

Дополнительным элементом будет крыша, которая, как правило, является деревянной. Крыша должна быть надёжной, но, при этом, не слишком тяжёлой. Золотой серединой станет толщина в три см, которая обеспечит надёжность и не вызовет проблем при открывании.

Lorik190 › Блог › Как сделать смотровую яму в гараже

Привет ДРУЗЬЯ!
Как всегда полазив в ИНЕТЕ, наткнулась на очень хорошую тему, которая многих может заинтересовать.
Мне очень приглянулась эта яма., но вот беда…грунтовые воды очень близко, и страшновато делать такую красоту, ))) но если кому то поможет, я буду очень рада)))
mainavi.ru/dom/stroitelst…motrovuyu-yamu-v-garazhe/
СТРОЙПОРТАЛ

Наличие смотровой ямы в гараже обеспечивает возможность проведения самостоятельного ремонта собственного авто. Сделать ее можно с минимальными познаниями в сфере строительства и наличием подробной инструкции. Используя пошаговый мастер-класс, не составит труда аккуратно и качественно выполнить подготовку и самостоятельное строительство ямы, независимо от размеров и планировки гаража.

Определение оптимальных размеров и формы смотровой ямы

Готовая смотровая яма должна быть и безопасной, и удобной для использования. Поэтому перед началом работ рекомендуется изучить данные геологических изысканий по состоянию грунта и расположению грунтовых вод под гаражом. Это позволит определить оптимальную глубину ямы. Если грунтовые воды находятся довольно глубоко, то рекомендуемая высота от пола до «потолка» может составлять около 2 м или меньше (рост владельца + 20-30 см). С размерами можно ознакомиться на чертеже.

Изготавливается смотровая яма в гараже своими руками после составления плана-проекта объекта. Ее ширина определяется согласно колесной базе авто: должна быть меньше, обеспечивая возможность безопасного заезда машины. Длина должна составлять хотя бы на 1 метр больше, чем длина авто: это позволит удобно работать в яме.

Допускает устройство смотровой ямы наличие небольших ниш. Они могут использоваться для хранения деталей, удобного расположения инструментов. Их не следует делать слишком глубокими. Размеры ниш рекомендуется определять согласно имеющемуся количеству автоинструмента и запчастей.

Выкладка стен и ниш в смотровой яме

После рытья котлована с заранее определенными размерами, следует приступить к укреплению стен, их защите и последующей укладке кирпича. Применение кирпича является оптимальным ввиду простоты работы с ним и легкости закупки. О том, как построить смотровую яму в гараже из наиболее доступного стройматериала, можно узнать в следующей инструкции:

1. Для начала необходимо сделать пол смотровой ямы в гараже: выровнять дно котлована, постелить рубероид (с заплывом на стены примерно в 0,5 м для каждой из них). Бетонирование выполняется маркой М-200, толщина пола должна составить порядка 10 см. Размер длины и ширины пола должен включать сумму толщины двух стен, саму длину/ширину ямы и прибавку в 10 см. После заливки оставить бетон застывать на 4 дня.

2. Вывод стен начинается с укладки 4 рядов и последующей гидроизоляции смотровой ямы с наружной стороны с помощью битумной мастики. Это исключит разрушение стен из-за воздействия влаги от земляного покрова, примыкающего к кирпичу. После выкладки стен нужно засыпать оставшийся отступ от земли к кирпичу.

3. Завершающим этапом работ станет установка металлического обрамления вокруг входа в яму. Оно должно немого выступать над уровнем пола гаражного бокса.

Обрамления ниш должны также выполняться из металлического уголка. Это исключит проседание кирпича или их разрушение.

Особенности устройства вентиляции и выбор лестницы

Качественная вентиляция в смотровой яме гаража предупредит появление плесени и постепенное разрушение стен. Ее можно делать исключительно вытяжной или приточно-вытяжной. В первом случае необходимо при выкладке последних рядов кирпича установить трубу, которая позволит отводить воздух из ямы через бокс гаража вверх (будет подходить к вентиляционной трубе гаража или выводиться сразу на улицу). Во втором случае устанавливается дополнительная труба, которая отводится наружу. Ее конец должен располагаться на расстоянии 15 см от пола.

Изготовить удобную лестницу для смотровой ямы можно из дерева, металлических уголков. Для небольшого блока переставляемая лестница будет намного удобней. На прилагаемых фото можно увидеть и примеры ям, в которых ступени выкладывались из кирпича или бетонировались.

В процессе кладки ниш нужно подвести провод на 36В в изоляционном резиновом шланге. Это позволит подключить свет в яме и удобно проводить освещение авто при ремонте. Желательно при выполнении данных этапов работы пригласить квалифицированного электрика, который поможет правильно определить оптимальное расположение провода и гарантировать его защиту, осуществит его корректное подключение к сети питания.

Как сделать смотровую яму в гараже легко и просто: размеры с чертежами и фото основных моментов

Высокая стоимость услуг в СТО заставляет многих автовладельцев заниматься ремонтом своих железных коней самостоятельно. Конечно, это требует обустройства соответствующей инфраструктуры в гараже — и ключевое место в ней занимает смотровая яма. Несмотря на кажущуюся сложность проекта, выполнить ее по силам любому мужчине. Главное — разработать правильный проект, учитывающий все оптимальные размеры, и последовательно следовать технологии. Рассказываем о том, как сделать смотровую яму в гараже и предлагаем все необходимые фото и чертежи.

Читать еще:  Как сделать деревянную столешницу своими руками

Размеры смотровой ямы

Все начинается с размеров. Их не берут с головы — есть определенные рекомендации, которые прошли проверку временем, эмпирическим опытом других автовладельцев и полностью соответствуют требованиям безопасности. Они не являются стопроцентно универсальными, но с большой долей вероятности прекрасно сработают и в вашем случае:

  • ширина определяется расстоянием между колесами машины, при этом минимальная рекомендуемая составляет 80 см;
  • конечная длина должна быть больше общей длины автомобиля как минимум на 1 м;
  • глубина зависит от роста человека и его способностью получить доступ к любой детали авто — к нему добавляется 15-20 см.

Есть нюанс: при невысоком росте автовладельца лучше сделать яму в 1,8-2 метра, а позже сделать настил либо подставку. Другой вариант — использование приставной лестницы. Удобно!

Также следует заранее выяснить, каков уровень пролегания грунтовых вод в вашем гараже. Если он достаточно высокий, то яму нужно сделать неглубокой либо вовсе отказаться от проекта.

При выкапывании котлована принимают в расчет толщину стен и подложки, поэтому прибавляют к указанным выше габаритным размерам как минимум 30 см по длине и ширине. С фактической глубиной котлована все сложнее. Нужно принять во внимание:

  • толщину подушки;
  • высоту стяжки;
  • слой гидроизоляции.

И лишь уже от этого отсчитывать упомянутые выше 1,8-2 метра.

Приводим в пример готовые чертежи, которые помогут подготовить проект правильно. Вам останется лишь адаптировать их к особенностям вашего гаража.

гараж чертежи

Какие потребуются материалы

  • песок и гравий — для приготовления кладочного раствора;
  • щебень — для формирования подушки;
  • цемент — для замешивания раствора;
  • деревянные бруски в 30 на 30 мм (можно и 40 на 40);
  • доски толщиной до 2,5 см или фанера толщиной до 1,5 см — для создания опалубки;
  • доски толщиной до 4,5 см — для обустройства крышки смотровой ямы;
  • гидроизолятор (рубероид, мастика, пленка) — для профилактики проникновения грунтовых вод и защиты стяжки от сырости (посмотрите, как сделать гидроизоляцию правильно);
  • армирующий прут и стальная проволока — для создания армирующей решетки по стенам и напольному основанию ямы.

Если вы делаете вентиляцию, то также понадобятся пластиковые трубы — оптимально использовать варианты с диаметром до 10 см. Деревянные доски и бруски можно заменить кирпичами и пеноблоками, но стоимость работ в связи с этим вырастет.

Технология обустройства в 13 шагах

Шаг 1. Наносим разметку на пол. Делается это обычным мелом — выбираем место аккурат посередине помещения.

Шаг 2. Раздолбите бетон и срежьте всю арматуру по периметру.

Шаг 3. Удалите из проема грунт. Можно воспользоваться для этого лопатами.

Шаг 4. Выровняйте дно образованного котлована лопатами, аналогично — и со стенками.

Шаг 5. Оформите вентиляцию — без нее можно обойтись, но с ней воздух в смотровой яме и в гараже в целом будет заметно чище и приятнее. О вентиляция в гараже в целом — читайте здесь.

Это делается с помощью пластиковой трубы с диаметром не менее 10 см. Для этого нужно выкопать горизонтальную траншею и вывести ее через стену. Уже в траншее размещайте трубу таким образом, чтобы нижний ее конец находился у самого дна.

Шаг 6. Засыпьте в яму песок с расчетом на слой толщиной до 20 см. Поливая водой, утрамбуйте до нужной формы, а затем поверх уложите 10-сантиметровый слой щебня. Лучше использовать щебень с мелкими и средними фракциями.

Шаг 7. Выберите нужный гидроизолятор и зафиксируйте его на стенках и полу смотровой ямы. Идеально подходит материал рулонного типа: дешевле всего — рубероид, если бюджет посолиднее, то можно воспользоваться гидроизолирующей мембраной или пленкой.

Обратите внимание: полосы гидроизолятора укладываются нахлестом до 10 см, а после стыки закрепляются мастикой на основе битума либо специальными лентами. Также следует вывести гидроизолятор наружу и прижать концы каким-нибудь грузом при монтаже, чтобы избежать смещения.

Шаг 8. Выполняйте заливку дна стяжкой. Ориентировочная толщина слоя — 5-7 см.

Шаг 9. Стенки выполняются из блоков либо кирпичей.

В случае, если решили работать с блоками/кирпичами, то укладку ведите со смещением на половину. Отлично подходит для фиксации кладочный раствор из цемента и песка.

Есть и второй вариант — создание монолитной конструкции из бетона. Для этого необходимо из досок либо фанеры (см. материалы) подготовить опалубку. Она может быть одно и двухслойной. Обычно двухслойную оформляют в тех случаях, когда приходится иметь дело с непрочным песчаным грунтом.

Усилит конструкцию армирующий каркас, размещенный аккурат посередине. Части каркаса можно скрепляются между собой арматурным прутом.

Шаг 10. Заливаем бетон. Используйте весь его массив, лучше всего заливку производить в течение дня через каждые 4 часа.

Шаг 11. Через неделю снимайте опалубку, но пользоваться ямой еще нельзя — она окончательно затвердеет только примерно через 30 дней.

Шаг 12. Займитесь финишной отделкой. Можно:

  • покрасить;
  • облицевать керамической плиткой;
  • оштукатурить.

Шаг 13. Последний штрих — создание ограничительной конструкции по периметру. Для этого можно использовать уголок из стали. Однако зачастую этот этап многими владельцами гаражей благополучно пропускается. Но если вы хотите сделать все эстетично и красиво, то действуйте!

Заключение

Смотровая яма в гараже — не роскошь, а необходимость, если вы привыкли устранять мелкие неисправности в автомобиле своими руками и хотите создать максимально располагающую для комфорта обстановку в помещении. Конечно, для ее правильного обустройства придется потратить энное количество денег, времени и физических ресурсов, но зато в вашем расположении всегда будет прямой и, главное, безопасный доступ к днищу машины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector