1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коллаж из различных материалов

Коллаж из различных материалов

Глава 1. Общие сведения о развитии искусства коллажа

1.2. Направления искусства, определившие развитие техники «коллаж»……………………………………………………………

1.4. Развитие искусства коллажа в России……………………..

Глава 2. Общие принципы создания коллажа

2.4. Схемы построения коллажа………………………………..

Глава 3. Описание технологического процесса изготовления композиции в технике «коллаж»

3.1. Обоснование выбора вида, темы, стиля и схемы композиции……………………………………………………….

3.2. Выбор материалов для композиции……………………….

3.3. Выбор компьютерной программы…………………………

3.4. Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж»………………………………………………………….

3.5. Расчет себестоимости изделия и временных затрат……………………………………………………………..

3.6. Самооценка и оценка изделия………………………………

Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж»………………………………………………………….

Коллаж «Мои мечты и желания» Вариант 1, Вариант 2

ВВЕДЕНИЕ

Широкий простор для творчества, путем создания произведений с использованием разнообразных материалов дает техника коллажа.

Возможно ли совместить создание коллажа с современными информационными технологиями и будет ли такая работа востребована современными подростками?

Для решения проблемы была определена цель: разработка и выполнение композиций в технике «коллаж» с использованием современных компьютерных технологий.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

Изучить специальную литературу и другие источники информации по теме проекта;

Рассмотреть технику «коллаж» как направление изобразительного искусства и декоративного творчества;

Описать технологический процесс создания композиций в технике «коллаж»;

Оценить качество готовых композиций;

Провести презентацию композиций и проанализировать результаты.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования теоретического и практического материала в обучении техники «коллаж» на учебных предметах «технология», «изобразительное искусство» и «информатика».

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ИСКУССТВА КОЛЛАЖА

1.1. ЧТО ТАКОЕ «КОЛЛАЖ»

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов.

Коллажем также называется произведение, полностью выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. [2]

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА, ОПРЕДЕЛИВШИЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ «КОЛЛАЖ»

Куби́зм (фр.тCubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.[4] Представителями данного направления являются Поль Сезанн, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Футури́зм (лат. futurum будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.

Дадаи́зм — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Существовало с 1916 по 1922 годы. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».

В начале 20 века, на этапе развития техники коллаж, в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах.

1.3. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С …

В 1908 году Пабло Пикассо впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа — «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов. Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве — 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетеным стулом».

1.4. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВО КОЛЛАЖА В РОССИИ

В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы Аристáрха Васи́льевича Ленту́лова (1882 — 1943), русского и советского живописца, художника театра, одного из родоначальников «Русского авангарда». В работе «Москва» (1913 г.) художник использовал наклейки из бумаги, в работе «Василий Блаженный» (1913 г.) — наклейками из фольги. В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», и другие многие произведения исторической тематики.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА

2.1.ВИДЫ КОЛЛАЖА

В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:

Декупаж — это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие [8].

Ассамбляж – это техника, в которой используются объемные элементы или целые предметы. Другими словами – это объемный коллаж.[9]

Аппликация – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Изображение, узор, созданный таким способом.[10]

Киноколлаж – кинофильм, в котором органично соединены фрагменты игрового, документального и мультипликационного кино [11]

Монтаж или компьютерный коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, при помощи компьютерных программ, например: PhotoShop. Коллаж из фотографий или фотоколлаж, как вид изобразительного искусства, появился после возникновения фотографии в 19 веке. В то время, чтобы создать фотоколлаж, вырезали определенные участки фотографий и наклеивали их на какую-либо основу.

2.2.СТИЛИ КОЛЛАЖА

На данный момент известно четыре основных стиля, используемых для выполнения коллажа: вегетативный, декоративный, пейзажный, формо-линейный. Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы.

2.3. ТЕХНИКИ КОЛЛАЖА

Техника исполнения коллажей очень разнообразна: традиционная аппликация, мозаика, смешанная техника.

2.4. СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОЛЛАЖА

Схем построения коллажа много, в их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

«Одиночество» — решается через представление одного объекта и огромного пустого окружающего пространства.

«Малая величина» — передается через контрастные сопоставления малого объекта с большим объектом.

«Подавленность» — передается через размещение объекта в нижней части плоскости и тяжелую перегруженную элементами и цветами верхнюю часть.

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

3.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВИДА, ТЕМЫ, СТИЛЯ И СХЕМЫ КОМПОЗИЦИЙ

При выборе темы композиции были определены следующие критерии:

коллаж должен нести информацию о его создателе;

коллаж должен отражать мечты, желания и жизненные цели его создателя.

Из планируемых вариантов «Я и мои интересы», «Мои цели и желания», «Я и мои друзья», был сделан выбор и определена тема — «Коллаж моих желаний». В основе компьютерного коллажа используются личные фотографии и тематические картинки, поэтому основными элементами фона коллажа будут геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Эта особенность определяет выбор формо-линейного стиля коллажа.

В основе выбора схемы коллажа использованы контрастные сопоставления большого объекта (главная цель) и малых объектов (личностный рост, семья, красота, здоровье, путешествия, успех, карьера, материальные ценности).

3.2. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМПОЗИЦИЙ

В качестве материалов используются личные фотографии и тематические картинки в электронном виде, так как в одном варианте композиции предполагается использование приема совмещения различных материалов, то нам могут пригодиться:

Устаревшие номера журналов с яркими заголовками;

Читать еще:  Красивые клумбы на даче из подручных материалов

Клей ПВА или силикатный клей-карандаш;

Рамки для оформления коллажа форматом А4 и А3.

3.3. ВЫБОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

В сети Интернет содержится много информации о программах, в которых возможно создание коллажа. При выборе компьютерной программы учитывались следующие критерии: бесплатность программы, простое освоение программы начинающим пользователем, защищенность от компьютерных вирусов и большой выбор инструментов (возможностей) программы. иТаким образом, нами определен выбор компьютерной программы для дальнейшей работы — Picture Collage Maker Pro 3.0.7.3499.

3.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж» представлена в приложении №1

3.5. РАСЧЁТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ И ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ

Себестоимость 3 изделий (двух — фоматом А4 и одного – форматом А3) составляет 523,0 рубля. Временные рамки изготовления изделия составляют от 20 до 90 минут. В среднем, на изготовление изделия может быть затрачено не более 50 минут.

3.6. САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ

Проводя самооценку изделий, я выяснила, что мои композиции соответствуют предъявленным критериям: они выполнены с помощью компьютерных технологий, просты, современны и популярны в молодежной среде, а главное – информативны, т.е. отражают мои мечты, желания, стремления и жизненные цели.

Поинтересовавшись у друзей и знакомых, я узнала, что подруге нравится креативность и современность, классному руководителю — легкое выполнение и оригинальность, одноклассникам — минимальные временные затраты и индивидуальность. Таким образом, цель и задачи, которые были определены в творческом проекте, достигнуты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегодня использование коллажа в компьютерном, книжном, журнальном и Web-дизайне — обычная практика использования этой техники.

Законы художественного мышления, художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они воплощают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки и ввиду технического прогресса — компьютерные технологии. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства одинаковы для всех: и тех, кто воплощает свой художественный замысел с помощью кисти, и для тех, кто предпочитает компьютерные технологии для выражения своего внутреннего творческого мира.

Инструменты и материалы для коллажа

ИНСТРУМЕНТЫ

Для работы над коллажем «терра» понадобятся самые простые инструменты, часть из которых можно купить в любом хозяйственном магазине, а остальное — в художественном салоне. Перечислим их в порядке востребованности. Чтобы замесить раствор, потребуется емкость. Для этой цели удобно использовать пластмассовый контейнер с достаточно высокими краями. Приготовленный раствор не должен быть жидким, походящая консистенция — кашеобразная. Перед наложением раствора основу необходимо смочить — для этого подойдет пульверизатор. Для нанесения и разравнивания раствора используется шпатель. Он должен быть достаточно пластичным, чтобы справиться с тяжелой густой смесью. Но тонкий шпатель также понадобится: с его помощью на нанесенном фоне прорисовываются детали. Разравнивать раствор можно руками: так формируются облака, рельефный фон и т. д. Но можно работать и в резиновых перчатках, которые не только защищают руки, но и позволяют добиться интересного эффекта: раствор «цепляется» к перчатками и фон обретает своеобразные выпуклости, рельеф. Подбирать перчатки необходимо строго по руке: если они большего, чем нужно, размера, это будет мешать в работе.

Чтобы размешивать краски, потребуется большая гладкая палитра, чтобы их наносить — разнообразные кисти. Малярными кистями с искусственной щетиной размером 20, 38, 50 мм прорисовывают фон. Художественными кисточками из натуральных волокон от 2 до 12 размера прописывают детали и небольшие фрагменты композиции. Используя жесткие кисти из искусственных волокон, можно добиться впечатления просвечивающего сквозь краску фона.

Разных по форме и размеру кистей должно быть много, чтобы можно было выбрать наиболее удобный, подходящий для решения конкретной задачи инструмент.

Для закрепления тяжелых материалов потребуется шило, с помощью которого проделывают отверстие как в оргалите, так и в коллажном элементе. Флористической проволокой на основе закрепляют орехи, косточки, скорлупу, деревянные фрагменты и т. д. С этой же целью используются флористические скрепки. Пригодятся для работы с материалами ножницы к плоскогубцы. Нужно учитывать, что тяжелые инструменты неудобны. И ножницы и плоскогубцы должны быть легкими, небольшими — мобильными. И, конечно же, все инструменты обязаны быть исправными: ножницы и шило острыми, шпатель — упругим и т. д. Для оформления законченной работы может потребоваться рама.

СОВЕТ
Флористический клеевой пистолет поможет справиться с аварийной ситуацией. Если в результате «несчастного случая» фрагмент коллажа отколется, его можно будет вернуть на место, закрепив клеем.

КОЛЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи. » обмолвилась как-то Анна Ахматова. Эту поэтическую мысль вполне можно переадресовать коллажным экс-позициям. Замечательные художественные произведения подчас действительно «растут» из сора, из отслуживших свое вещей, из того, что принято выбрасывать. Этот мотив отработанного материала, который может стать основой творческого акта,- использовал замечательный режиссер Сергей Параджанов, автор сотен поразительных коллажей. На одном из них — пожелтевшая от времени фотография бравого генерала и выброшенные остатки аксельбантов — целая повесть или фильм.

Художник-коллажист обладает особенным восприятием предметного мира: для него нет неинтересных вещей. Любой обрывок оберточной бумаги или лоскуток ткани может что-то напомнить, о чем-то рассказать — о том, что превратится в историю, в сюжет, в мотив будущей композиции. Автору коллажа удается увидеть в осколках стекла, разбитых блюдцах, деталях механизма сломанных часов, засохшей лимонной кожуре фрагменты уникального мира. Вообще говоря, коллаж всеяден: в качестве материалов для него подходит практически все. Но у коллажей «терра» есть обязательные составляющие, без которых его изготовить невозможно. Это основа, на которую накладываются все элементы композиции, раствор, создающий объем и рельеф, и краски, придающие работе цвет. Поскольку коллажи, выполненные в технике «терра», достаточно тяжелые, основу нужно выбирать толстую, иначе она будет прогибаться. Песок и штукатурные материалы можно приобрести в строительном магазине, краски в художественном салоне. Все прочие элементы коллажных композиций, как правило, всегда под рукой. В первую очередь это растительные материалы. Цветы из засохшего букета, опавший листик комнатного растения, кожура апельсина или шкурка банана, папоротник, найденный в лесу, обломившаяся веточка, желуди, каштаны, ягоды рябины все эти подарки природы, которые гак любят собирать и хранить дети, с полным правом могут стать героями коллажных композиций.

1. Сочетание разных фактур создает впечатление целостности.
2. Цветки гвоздики сложной формы оттеняют простоту ткани.

Для воплощения морских тем пригодятся ракушки, морские звезды, галька — «морской коктейль». Пойдут в дело и металл, и осколки стекла, необходимые для мозаики, и дерево. Пригодятся и неприродные материалы — различные ткани, бусины, ленты, пуговицы. Выбирая элементы для коллажа, нужно присмотреться к тому эффекту, который возникает от сочетания различных материалов, продумать, какую фактуру, технику выбрать, чтобы они наиболее полно отвечали творческой задаче, могли бы передать чувства автора.

Читать еще:  Количество материала для строительства дома

СОВЕТ
Грубоватая структура рогожки задает стиль работы. «Деревенские» ткани прекрасно подходят для композиций, предназначенных для интерьеров «кантри» с простой деревянной мебелью, глиняной посудой и легкими занавесками из натуральных материалов.

Автор: Татьяна Кудряшова «Великолепные украшения для дома в техники «Терра»».

Советы художницы, которая работает с Vogue и ArtHuss.

Кристина Золотарева создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов.

Кристина рассказала SKVOT, откуда взялся арт-коллаж и как сделать первый проект.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж — это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи — причем для каждого свои.

Откуда вырос коллаж

Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными.

Сре­ди пионеров этой тех­ни­ки — Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Рауль Хаусман и другие художники, свя­зан­ные с да­даизмом, Ба­уха­узом и сюрреализмом. Это они первыми стали делать дерзкие и броские фотоколлажи.


Работа без названия («Из этнографического музея»), 1930. Автор — Ханна Хёх.
Источник: anothermag.com

Типы коллажей

Видов коллажа очень много. Вот некоторые:

АППЛИКАЦИЯ — наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу

АССАМБЛЯЖ — компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости

БРИКОЛАЖ — создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора)

ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ — использование фотографий как исходников для творчества

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.

Обычно так:

НАКЛАДЫВАЮТ вырезанную часть одного изображения на другое

ВЫРЕЗАЮТ объект из изображения и «играют» с образовавшимися пустотами

КОМБИНИРУЮТ несколько частей разных изображений

ТРАНСФОРМИРУЮТ фрагменты одного исходника разными способами

Коллажи бывают фигуративными (с реальными объектами) и абстрактными.

Тематика тоже варьируется широко — от политической сатиры в работах Джона Хартфилда до мистических fashion-коллажей Пьера Дебуше. Абстракции, ботанические мотивы, образ человеческого тела — все это очень популярно.

Как создать коллаж

Работу над коллажем сложно спланировать — здесь не всегда можно сделать набросок, а затем его воплотить. Важно позволить процессу быть стихийным. Ты примерно представляешь, что хочешь визуально выплеснуть, но должен быть готов, что в итоге получится что-нибудь другое.

Например, бриф для одного из коллажей в Vogue звучал так: «Обыграть тему украшений из горного хрусталя». Из первоначально задуманного мною изображения женского образа на фоне горы-кристалла в итоге получился микс из рук и украшений.

В коммерческих заказах полет фантазии обычно ограничен конкретными исходниками («Вот три фотографии, скомпонуй что-то из них»). Но и там коллаж оставляет большое поле для экспериментов.

Сейчас расскажу, как идет процесс — поэтапно.

#1. НАПРАВЛЕНИЕ

Мои коллажи — это зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Мне интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела — быть таким себе Виктором Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Чтобы запустить процесс, нужно выбрать интересующую тематику или поддаться внутреннему ощущению. А потом — включить режим отбора (об этом дальше) и смотреть, что из найденного отзовется.

#2. ПОИСК МАТЕРИАЛА

На этом этапе начинается охота на картинки и другие материалы. Можно делать рисерч перед созданием каждого нового коллажа, отталкиваясь от идеи. Или копить материал, а уже потом создавать из него коллажи.

За много лет у меня дома скопилась приличная стопка журналов — National Geographic, Esquire, уйма глянца вроде L’Officiel и Pink. Однажды я собрала их, чтоб сдать на макулатуру — но прежде чем отнести, пролистала и вырвала приглянувшиеся страницы, на будущее. Многое уже затерялось, но иметь под рукой такой буфер исходников — хороший ход, даже если работаешь в основном с диджиталом.

Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете — сразу мысленно раскладывайте картинку на элементы, воспринимайте ее как сырой материал. Например, думаешь: «Сейчас мне нужна нога» — и фокусируешь внимание только на ногах. Как вариант, в качестве источников можно использовать собственные фотографии.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop — и переношу их туда, слоями.


Подготовка к созданию арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

#3. ВЫРЕЗАНИЕ

Тут начинается самое интересное. Я пересматриваю свой улов, вырезаю нужные части изображений и начинаю их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

В процессе такой визуальной игры рождается много вариантов, идея трансформируется и обрастает визуальной плотью. Будьте открыты к экспериментам и любым результатам, даже неожиданным.

То, что прекрасно складывалось в голове, может абсолютно дисгармонировать между собой на экране. Пробуйте, пока не нащупаете. Вырезайте по контуру или случайными кусками, соединяйте контрастные формы и цвета, играйте с масштабами, сочетайте несочетаемое.


Процесс создания арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Нужно дойти до осознания «все, это оно». Но и на этом не обязательно останавливаться.

Этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Я часто добавляю новые изображения уже в процессе и отказываюсь от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа.

Источники коллаж-вдохновения

За огромной подборкой аналоговых коллажей идите на @collage_expo.

И вот еще коллажисты, у которых очень круто получается создавать нереальное:

John Gall — комфортный олдскульный стиль и прекрасное чувство «сочетабельности».

Kensuke Koike — гениальные трансформации, простые, но мощные идеи.

Jesse Draxler — стильный мрачняк.

John Stezaker — минимум манипуляций и wow-эффект.

K Young — идеальная работа с negative space (не добавление, а вычитание).

На творчество может натолкнуть что-угодно: от фильма или книги до обычной прогулки в парке. Меня часто вдохновляют художественные книги. Пока читаю, в голове возникают визуальные образы.

Совет начинающему коллажисту

Помни, что мир — это мозаика из восхитительного визуального материала. Главное — внимательно смотреть.

Обложка: коллажи из іnstagram-аккаунта Кристины Золотаревой.

Конспект урока «Изготовление коллажа из различных материаллов»
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Тема : Изготовление коллажа из различных материалов ( групповая работа).

Задачи урока:

— защита проекта по изготовлению коллажа;

— формирование общеучебных умений;

— развитие умения составлять план предстоящей работы;

— воспитание бережного отношения к инструментам и

экономного расходования материалов.

Оборудование.

Для учителя: технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска,

Для учащихся: памятки, инструкционные карты, клей, ножницы, цветная бумага, картон, бросовый и природный материал , камни, ракушки, бусинки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
izgotovlenie_kollazha_iz_razlichnyh_materiallov.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Изготовление коллажа из различных материалов ( групповая работа).

— защита проекта по изготовлению коллажа;

— формирование общеучебных умений;

— развитие умения составлять план предстоящей работы;

— воспитание бережного отношения к инструментам и

экономного расходования материалов.

Для учителя : технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска,

Для учащихся : памятки, инструкционные карты, клей, ножницы, цветная бумага, картон, бросовый и природный материал , камни, ракушки, бусинки и др.

1. Психологический настрой

Звучит музыка. Под музыку учитель читает стихотворение

Мне интересно знать, о чём мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремиться и чего он жаждет,

О чём мечтает дома в тишине,

О чём порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждёт,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чём тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит.

— Чтобы мне узнать о чём вы, ребята, сегодня думаете придя на урок, что хотите новое для себя открыть и эффективно потрудиться , необходимо настроиться на предстоящую работу.

Прослушивание песни из мультфильма « Автомобиль кота Леопольда»

— Надеюсь, ребята, вы узнали исполнителя этой песни.

— Какое настроение у кота? ( работа со словарями настроения)

— С каким настроением вы пришли сегодня на урок, я узнаю, если вы покажете мне один из лепестков цветка – настроения ( слайд 2)

Красный – радует, возбуждает;

Жёлтый – создаёт приятное настроение;

Синий – вызывает грусть, печаль;

Чёрный – угнетает, снижает работоспособность

Успех каждого на уроке – это шаг к успеху всего класса! – пусть эти слова сегодня станут девизом нашего урока ( слайд 3 )

2. Введение в тему

— Ребята, а сейчас я попрошу вас взять второй цветок, который лежит у вас на парте и приклеить его на лист картона.

— Какие ещё части есть у растения, но отсутствуют на нашей поделке?

( учитель раздаёт готовые модели стеблей и листьев и дети их приклеивают)

— Что у нас получилось? ( аппликация)

— Что мы знаем об аппликации? ( Работа с толковым словарём)

— Посмотрите на свои работы и сравните с моим цветком. Работы получились одинаковые? Почему?( учитель наклеивает цветок так, чтобы аппликация была объёмной)Итак, аппликация бывает плоской ( Саблина Д), объёмной (Бобаров Р) ( слайд 7)

ПОКАЗ СЛАЙДОВ « АППЛИКАЦИЯ»( слайд 8 ) Шишкова А. , Рыжов И, Елисеева Ю.

— А сейчас я попрошу вас заполнить « Синквейн»

3. Совместное «открытие» нового.

— Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изготавливали поделки. Посмотрите ещё раз на них внимательно. Можно назвать это аппликацией? Почему? Как называется такая технология изготовления?

Сегодня на уроке мы с вами должны это выяснить и узнать, когда появилась такая техника изготовления, для чего она нужна, где можно найти ей применение. В конце урока мы сконструируем смысловую рыбу «фишбоун» , она поможет нам обобщить все то, о чём мы сегодня будем говорить.

б) Защита проектов

— Сейчас мы убедимся в искусности мастеров – победителей проектов.

— Понаблюдайте и сделайте вывод, какие материалы они будут использовать в своих работах, где найдёт применение та или иная работа и какую из них хотелось бы выполнить вам в группе

— Молодцы, ребята, вы подробно рассказали нам о том, над чем работали самостоятельно и проявили много творчества в создании эскизов своих будущих коллажей .

4. Планирование предстоящей работы учащихся.

а) создание групп :

первая группа – проект «Морской коллаж»;

Дмитриев А, Елисеева Ю, Назарова Т, Рыжов И

вторая группа – проект « Новогодний коллаж»;

Бобаров Р, Лапшин Д, Саблина Д, Шишкова А

третья группа – проект «Флористический коллаж»

Бобарова Д, Сорокина Е, Афанасьева В, Лыгин, Михеев В

б) выбор элементов (коллажа): материалов, инструментов для работы

— Какие материалы и инструменты будет использовать в своей работе каждая группа? ( отчитывается каждая группа)

— Какие правила безопасного труда должен соблюдать каждый ученик?

ИСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 1

  1. Во время работы будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.
  2. Работай за своим рабочим местом.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке.
  4. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
  5. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
  6. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу, не бери в рот, не размахивай ножницами.

Правила работы с клеем.

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
  1. Самостоятельная работа учащихся (слайд 11- 12)

ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛАЖА

Клеи : ПВА, обойный клей «Metylan», «Момент», двусторонний скотч, лак.

Бумага : газетная, акварельная, бархатная, обойная, флористическая, картон, калька, ватман, обои

Материалы : засушенные растения, пайетки, бусины, тесьма, ракушки, восковые мелки, акварель, тушь, гуашь.

Инструменты : пинцет, ножницы, кисточка, канцелярский нож, палитра, трафареты, губка

Порядок изготовления работы

1.Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при необходимости сделать эскиз будущей работы.

2. Подготовить фон одним из способов.

3. Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие.

4. Изготовить рамку.

5. Вставить работу в рамку.

  1. Защита коллективных работ учащихся.
  2. Подведение итогов работы

А) «Фишбоун» ( слайды 13 – 14)

Коллаж — 1)использование различных материалов в работе;

2) построение целого из фрагментарного;

3) находит практическое применение в интерьере помещений

ИНТЕРЬЕР – французское слово, означает внутреннее пространство помещения

Б) Фотоколлаж класса

— Удалось ли нам сегодня решить проблему урока?

— Кто, по-вашему, может создавать коллажи?

— Где и когда мы сможем ими воспользоваться?

9. Оценка работы групп. ( cлайд 15)

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр!

10. Релаксация. (слайд 16)

— Какое настроение вы испытываете после выполненной работы на уроке?

— Покажите один из лепестков нашего цветка — настроения.

— По цвету мы видим, какое настроение и впечатление оставил сегодня наш урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи урока: 1.Создание коллажных работ, строящихся на основе полученных знаний, умений и навыков. 2. Формирование умения.

Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при.

Урок закрепления решения задач разного типа.

Конспект урока «Изображение природы в различных состояниях. Море,».

Конспект урока по труду, для детей 2-го класса.

Урок технологии в 4 классе.

Цель деятельности учителя: ознакомление с понятием и техникой коллажа на уроках технологии, изготовление образца изделия, используя прием коллажа; закрепление технического приема вырезание; повторение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector