Содержание книги >>> |
Законы. Юриспруденция |
Комментарий к Семейному кодексу Российской ФедерацииРаздел: Право, бизнес, финансы |
|
1. Сохраняя в целом прежний порядок заключения брака, СК вносит в него в ряд принципиальных изменений. В части 1 п.1 комментируемой статьи воспроизводятся положения КоБС о том, что заключение брака производится в личном присутствии вступающих в брак лиц по истечении месячного срока со дня подачи ими заявления в органы загса. Подача заявления в органы загса сама по себе никаких правовых последствий не имеет и никоим образом не связывает лиц, подавших такое заявление. Каждый из них вправе в любое время до регистрации брака отказаться от вступления в брак. СК не содержит никаких указаний относительно того, должны ли оба вступающих в брак лица присутствовать лично в момент подачи заявления в органы загса. Такое требование содержится в п.21 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР, 1969, N 22, ст.123). Столь жесткие требования к порядку подачи заявления вряд ли являются всегда обоснованными. В принципе должна быть признана допустимой возможность подачи заявления о вступлении в брак одним из будущих супругов при условии, что заявление другого супруга было подписано им лично и нотариально удостоверено в установленном законом порядке (ст.35, 36, 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 22 июля 1993 г.). Такая ситуация может возникнуть в связи с невозможностью для вступающих в брак заполнить одновременно заявление о вступлении в брак и совместно подать его в орган загса (например, если будущие супруги находятся в разных местах и совместная подача заявления для них затруднительна). Практика уже сейчас идет по такому пути: заявление принимается от одного из вступающих в брак. В отличие от возможности подачи в органы загса заявления о заключении брака одним из супругов при наличии нотариально удостоверенной подписи другого супруга, регистрация брака в отсутствие одной из сторон абсолютно недопустима. Для регистрации брака оба будущих супруга должны явиться в органы загса обязательно лично. Требование личного присутствия вступающих в брак во время регистрации брака содержится в тексте комментируемой статьи. Оно исключает возможность заключения брака через представителя или на основании нотариально удостоверенного заявления о вступлении в брак одного из будущих супругов, представленного другим супругом или отправленного по почте. Законодательство подавляющего большинства зарубежных стран, регулирующее процедуру заключения брака, также предполагает обязательное личное присутствие обоих вступающих в брак. В отдельных странах, однако, допускается возможность заключения брака через представителя (например, в Аргентине).
2. Установление месячного срока с момента подачи заявления о вступлении в брак и до момента его регистрации преследует цель дать вступающим в брак определенное время для проверки серьезности своих намерений стать мужем и женой и, следовательно, направлено на предотвращение легкомысленных и поспешных браков. Одновременно этот срок предоставляет возможность любым заинтересованным лицам заявить о наличии препятствий к регистрации брака между конкретными лицами (например, если одно из них уже состоит в зарегистрированном браке). Бремя доказывания наличия препятствия к регистрации данного брака лежит в таком случае на лице, сделавшем соответствующее заявление. В обязанности органов загса входит проверка достоверности сведений заявителя. Установление определенного срока до заключения брака в той или иной форме известно законодательству практически всех без исключения зарубежных стран. Этот срок, называемый отлагательным, также преследует двоякую цель: являясь, с одной стороны, сроком на размышление, он одновременно позволяет выявить имеющиеся препятствия к заключению брака. (Об этом подробнее см.: И.Хадерка. Вступление в брак. Правовые аспекты. М., 1980, с.34-42.) По существу это является составной частью процедуры оглашения, берущей свое начало еще в каноническом праве и обеспечивающей гласность брака и предоставляющей возможность заинтересованным лицам предъявить свои возражения. Эта процедура состоит в оглашении имен вступающих в брак, которое производится в случае церковного брака в церкви во время воскресных служб, а при гражданской форме - в государственных органах, осуществляющих регистрацию брака, путем вывешивания на видном месте соответствующей информации о предполагаемом браке, содержащей все данные о будущих супругах. Поэтому светский аналог оглашения называют также публикацией. СК, как и прежнее законодательство (ст.14 КоБС), предусматривает при определенных обстоятельствах возможность сокращения месячного срока. Однако, в отличие от принятого ранее, в комментируемой статье проводится дифференцированный подход к решению этого вопроса в зависимости от того, какими причинами обосновывается необходимость сокращения этого месячного срока. Часть 2 п.1 комментируемой статьи позволяет органу загса зарегистрировать брак до истечения месячного срока при наличии уважительных причин. Причины, которые орган загса может признать уважительными и по которым он может разрешить регистрацию брака до истечения установленного срока, могут быть самыми разнообразными. Поэтому законодатель не дает даже их примерного перечня, предоставляя таким образом и самим вступающим в брак, и органу загса максимум свободы. Безусловно, к числу таких уважительных причин должны быть отнесены и беременность невесты, и рождение ею ребенка, и призыв жениха для службы в армии, и срочный выезд в командировку, и то обстоятельство, что вступающие в брак лица уже давно состоят в фактических брачных отношениях. Однако данным перечислением список не исчерпывается. Любые причины могут быть признаны уважительными органом загса. По сравнению с КоБС, предусматривавшим возможность увеличения месячного срока регистрации брака до трех месяцев, СК устанавливает, что общий срок регистрации брака с момента подачи заявления с учетом увеличения не должен превышать двух месяцев. По этому поводу комментируемая статья также не содержит никакого примерного перечисления уважительных причин. Это могут быть самые различные, в том числе сугубо бытовые мотивы, например, желание лучше подготовиться к свадьбе, закончить срочную работу, дождаться приезда родителей или близких друзей и т.п. обстоятельства. Уважительные причины, обусловливающие необходимость сокращения или увеличения месячного срока, могут возникнуть как до, так и после подачи заявления о заключении брака. Поэтому то обстоятельство, что дата регистрации брака уже назначена, не является основанием для отказа в ее переносе. В таком случае при удовлетворении заявления об изменении срока должна быть просто согласована совместно со вступающими в брак лицами новая дата. Российское семейное законодательство никогда не содержало никаких указаний относительно того, кто может обратиться в органы загса с просьбой о сокращении или продлении месячного срока. Отсюда делался вывод, что с такой просьбой могли обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, а в отдельных случаях - также и государственные, и общественные организации (см.: В.А.Рясенцев. Семейное право. М., 1971, с.79-80.) Представляется, что этот вопрос должен решаться по-разному в зависимости от того, идет ли речь о сокращении или об увеличении месячного срока. С заявлением о сокращении этого срока, очевидно, могут обратиться только сами вступающие в брак. Возможность обращения с заявлением о продлении месячного срока может быть предоставлена более широкому кругу лиц, в первую очередь включающему, безусловно, родителей. Однако возможны и иные ситуации, когда с заявлением о продлении срока обращаются посторонние вступающим в брак лица или представители государственных или иных органов (например, если психическое здоровье одного из вступающих в брак вызывает сомнение, и дело о признании этого лица недееспособным находится на рассмотрении суда, с соответствующим заявлением может обратиться и орган здравоохранения, и суд). Уважительные причины, объясняющие желание вступающих в брак лиц сократить месячный срок регистрации брака, должны быть подтверждены соответствующими документами (справкой из медицинского учреждения о беременности, справкой с места работы о направлении в командировку, отпускным удостоверением и т.д.). Что касается увеличения месячного срока, то требовать каких-либо подтверждающих документов представляется нецелесообразным. Органу загса должно быть вполне достаточно соответствующего убедительного заявления. В части 3 п.1 комментируемой статьи впервые специально выделяются особые обстоятельства, позволяющие органу загса зарегистрировать брак непосредственно в день подачи заявления. Это должны быть уже не просто уважительные причины, а исключительные обстоятельства, которые обусловливают или оправдывают необходимость незамедлительной регистрации брака. В этой связи СК не устанавливает никакого закрытого перечня, однако для ориентира называет три наиболее типичные ситуации, когда может возникнуть необходимость в незамедлительной регистрации: если невеста ждет ребенка, если у нее уже родился ребенок или если жизни одной из сторон угрожает непосредственная опасность. То обстоятельство, что беременность невесты и рождение у нее ребенка названы в части 3 п.1 в качестве фактов, обосновывающих возможность незамедлительной регистрации брака, не является основанием для отказа в сокращении срока регистрации брака в соответствии с частью 2 п.1 комментируемой статьи (уважительные причины). В данном случае у вступающих в брак есть право выбора: просить сокращения срока регистрации брака или регистрации брака в день подачи заявления, - в зависимости от того, что им удобнее. Случаи, когда жизни одной из сторон угрожает опасность, могут быть разнообразными. К числу таких ситуаций, без сомнения, будет относиться отъезд в сложную и опасную экспедицию, отъезд в район боевых действий в любом качестве (военнослужащего, журналиста, политического деятеля и др.), предстоящая опасная операция и другие подобного рода особые обстоятельства. Особые обстоятельства, приводимые вступающими в брак лицами в обоснование немедленной регистрации брака, как и уважительные причины, о которых речь идет в ч.2 данного пункта, должны быть подтверждены соответствующими документами (справкой медицинского учреждения о беременности, справкой медицинского учреждения или органа загса о рождении ребенка, справкой о планируемой опасной операции, справкой из военкомата или с места работы о направлении в район боевых действий, в опасный регион или опасную поездку и т.д.). При этом в случае рождения у невесты ребенка для регистрации брака в день подачи заявления не требуется, чтобы оба вступающих в брак были уже зарегистрированы в качестве родителей ребенка (он может быть либо вообще еще не зарегистрирован, либо зарегистрирован как рожденный одинокой матерью). Рассмотренные выше положения п.1 комментируемой статьи не предоставляют вступающим в брак безусловного права требовать сокращения срока регистрации брака или регистрации брака в день подачи заявления при наличии предусмотренных законом причин или обстоятельств. Вопрос решается органом загса по существу в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела. 3. Порядок государственной регистрации брака установлен в соответствии с правилами регистрации актов гражданского состояния. До принятия федерального закона об актах гражданского состояния порядок регистрации брака определяется в соответствии с положениями раздела IV "Акты гражданского состояния" КоБС, который действует в части, не противоречащей СК (см. п.2 ст.168 СК и комментарий к нему). Поэтому до принятия названного выше закона следует руководствоваться положениями главы 14 и ст.150 КоБС и Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР 1969 г. (см.: Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР. М., 1982*(2)). 4. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов или должностных лиц нарушены его права и свободы. К таким действиям или решениям государственных органов и должностных лиц, указанный Закон относит в том числе действия и решения, в результате которых нарушаются права и свободы гражданина или создаются препятствия осуществлению им его прав и свобод (ст.1 и 2). Неправомерный отказ органа загса в регистрации брака нарушает либо создает препятствия осуществлению лицом, обратившимся с заявлением о регистрации брака, одного из основных прав гражданина - права на вступление в брак и образование семьи. Поэтому п.3 комментируемой статьи предоставляет лицу, желающему вступить в брак, право обжаловать в суд отказ органа загса в регистрации брака. Данное положение нуждается в расширительном толковании и должно охватывать в том числе случаи необоснованного отказа органа загса сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованного отказа зарегистрировать брак в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств. Жалоба может быть подана по усмотрению гражданина в суд либо по месту жительства, либо по месту нахождения органа загса (ст.4 названного выше Закона). |
СОДЕРЖАНИЕ: «Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации»
Смотрите также:
«Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации»
«Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (по главам)»
«Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей»
«Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации»
«Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный)»