Оглавление книги >>> |
Журнал «Твоё здоровье»Издательство Знание 2/1997 |
НИКОЛАЙ ГЕРАСИМЕНКО
21 января в Российской академии медицинских наук состоялось обсуждение доклада председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф.Герасименко «Реформа здравоохранения в России: некоторые итоги и перспективы». Акция прошла в рамках подготовки к парламентским слушаниям «Здоровье народа — национальная безопасность страны», которые намечено провести в Государственной Думе весной этого года. Здоровье населения — это не медицинская категория, а социально-экономическая, вопрос национальной безопасности страны. Из этого и следует исходить, по мнению Н.Ф.Герасименко, оценивая роль здравоохранения в жизни общества. С 1990 г. в стране идет реформа здравоохранения. Ее основные принципы: децентрализация управления, многоканальность финансирования, демонополизация лечебно-профилактических учреждений, внедрение рыночных механизмов, введение медицинского страхования — добровольного и обязательного. В результате кризис здравоохранения только усилился. Сегодня оно уже не обеспечивает даже минимального уровня медицинской помощи населению, включая охрану здоровья матери и ребенка и санитарно-эпидемиологический контроль. Налицо также резкое ослабление профилактической работы, упадок медицинской и фармацевтической промышленности, дефицит отечественных и дороговизна импортных лекарств и медицинской техники, сужение фронта и снижение темпов и уровня научных исследований в сфере медицины. Одна из основных причин жесточайшего кризиса, который ныне переживает здравоохранение, состоит, как считает Николай Федорович, в том, что был ошибочно поставлен знак равенства между его реформой и медицинским страхованием. Его стали отождествлять с реформами, то есть средство превратилось в цель. Безусловно, не могло не сказаться общее ухудшение экономической обстановки в стране. Среди других причин кризиса можно назвать следующие. Усиление недофинансирования здравоохранения, переход от финансовой «ишемии» к финансовому «инфаркту». Затраты на здравоохранение сейчас составляют 2,3% от ВВП, что разрушительно мало и ведет к деградации и распаду здравоохранения. Снижение эффективности использования финансовых ресурсов. Многоканальность финансирования, ослабление контроля за использованием средств, рост бюрократических структур (около 6 — 8% собранных средств ОМС уходит на содержание бюрократии). Разбухание ведомственной и элитарной медицины — 37% федерального бюджета. Потеря управляемости системой здравоохранения. Децентрализация управления отраслью, резкое сужение властных полномочий федерального министерства, утрата планирующего начала в распределении ресурсов и т.п. Переход от здравоохранения как системы к стихийному рынку медицинских услуг. Снижение роли государства в охране здоровья населения. Поспешное и недостаточно продуманное внедрение обязательного медицинского страхования всего населения. Похоже, Россия опять идет своим путем, не интегриру-ясь с Европой, не используя мировой опыт. Не лишним будет отметить, что в резюме итогового доклада Европейского бюро ВОЗ за 1996 г. «Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий» в качестве одной из важнейших тенденций называлась усиливающаяся роль государства в здравоохранении. Она эффективно проявила себя во многих областях, но прежде всего в регулировании цен на фармацевтические средства. По мнению многих западных экономистов, при представлении таких общественных благ, как медицинские услуги, нет места для неконтролируемой рыночной деятельности (Письмо Нобелевских лауреатов президенту России). В силу своей социальной направленности система здравоохранения должна основываться на широком использовании механизма перераспределения средств от молодых к пожилым, от богатых к бедным, от здоровых к больным. Невооруженным глазом видны и негативные последствия децентрализации здравоохранения: дробление служб, ослабление центральных органов управления, углубляющееся неравенство в потреблении медицинских услуг в различных регионах России. Пока не поздно, нужно сделать выводы. Есть немало примеров, когда страны, осуществившие радикальную децентрализацию, впоследствии вновь возвращаются к централизованному контролю над ключевыми элементами системы здравоохранения — такими, как финансирование и установление медицинских нормативов (стандартов). Это Испания, Италия, Япония. Подошло время, когда необходимо, как говорил Тацит, без гнева и пристрастия оценить результаты реформ, четко ответив на вопрос, что мы получили и к чему придем без их коррекции. Надо определиться в главном: мы за сохранение здравоохранения как системы, за ответственность государства перед своими согражданами или за стихийный нерегулируемый рынок медицинских услуг. И здесь очень важна политическая воля лидеров страны и государственных институтов власти. А она определяется не лозунгами и декларациями, а очень конкретно — деньгами (в процентах от ВВП), направляемыми на решение социальных проблем, и прежде всего на здравоохранение. Что, на наш взгляд, необходимо сделать для выхода из кризиса. Прежде всего нужно определить государственные приоритеты (здоровье нации) и приоритеты в здравоохранении (охрана материнства и детства, борьба с травматизмом и инфекциями, наука), ответственность государства за здравоохранение, объемы его финансирования, четко обозначив, кому и в каком объеме будет оказываться бесплатная медицинская помощь. Страхование только работающего населения. Должны быть введены также налог на нужды здравоохранения и целевые дотации из федерального бюджета для выравнивания подушевого финансирования в регионах. Следует принять программы преодоления экологического и демографического кризиса и депопуляции населения России; освободить здравоохранение от решения проблем социальной помощи (престарелые, бездомные, нуждающиеся в уходе) — это примерно 30% коечной сети России; усилить пропаганду здорового образа жизни, культа здоровья; разработать национальную программу борьбы с алкоголизмом, курением, наркоманией. Необходимо создать в новых экономических, политических и правовых условиях национальную систему здравоохранения с ее государственным, муниципальным и частным секторами, отрегулированными взаимоотношениями между центром и регионами. Общенациональная система здравоохранения должна строиться в масштабах всей страны на едином законодательстве (Кодекс законов об охране здоровья населения), на единой государственной политике, вбирающей в себя все лучшее из нашего прошлого -опыта и мировой практики. Это прежде всего ответственность государства за оказание населению медицинской помощи, ее профилактическая направленность и общедоступность.
Подготовил В.Усанов № 4 (16—28 февраля)
|
Содержание номера Следующая статья >>>