Содержание >>> |
Архивы. Периодические издания – журналы, брошюры, сборники статей |
Журнал Здоровье1989/1 |
Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент АПН СССР Б. М. НЕМЕНСКИЙ известен в нашей стране и как страстный поборник эстетического воспитания подрастающего поколения. Наш корреспондент Н. МЕНЬШИКОВА обратилась к художнику с просьбой поделиться мыслями о том, что могут и должны сделать семья, школа и общество для формирования у детей духовной культуры.
Борис Михайлович, с огромным интересом прочитала вашу книгу «Мудрость красоты». Издательство «Просвещение» выпустило ее вторым изданием тиражом 100 тысяч экземпляров, она разошлась мгновенно. В подзаголовке значится «Книга для учителя», но как нужен такой тонкий, эрудированный, эмоциональный советчик и каждому родителю! Понимаю, что никаких журнальных страниц не хватит пересказать содержание вашей книги, но давайте попробуем сформулировать ту концепцию системы художественного воспитания, за которую вы ратуете уже лет 20... — В самых широких кругах на искусство приучились смотреть как на развлечение, как на заполнение свободного времени. И именно в этой функции оно оказалось в одном ряду с футболом или хоккеем: это все, мол, зрелища. Такое смещение тревожно не столько для искусства, сколько для ориентации человека в жизненных ценностях! И особенно опасно, когда эти смещения начинаются со школьных и даже дошкольных лет. Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений, богатство души. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение чувств, нравственную глухоту к радостям и горестям окружающих, неприятие высоких идеалов. Наша программа эстетического, художественного воспитания, в разработке которой принимали участие не только художники-педагоги, но и психологи, социологи, учителя-новаторы., ставит задачей приобщение всех без исключения школьников к искусству. Его мы понимаем не как цель, а как средство формирования духовной культуры. Формирования доброго, человеческого отношения к природе, обществу, к другой, например, нации, к старику, матери, женщине, ребенку. Это культура чувств, понимаете? На этом и построена программа. Почему она так увлекает учителей и детей? Да потому, что это программа отношения к миру, если хотите, программа духовного здоровья. Никакая наука не в состоянии сформировать культуру чувств, она может описать, объяснить явления. В научном познании лишь философия может передать отношение к миру. Но философия детям непосильна, а искусство доступно даже дошкольникам. И не просто как красота, а как многовековой опыт духовной культуры. Для передачи этого опыта и возникли в человеческом обществе все искусства. — Что же уже сейчас делает общеоб разовательная школа для приобщения ребенка к художественной культуре? — Эксперимент обучения по новой про грамме эстетического воспитания идет в двух-трех школах каждой области, а где и в большинстве школ, а также во многих автономных и союзных республиках. Хоте лось бы, чтобы она быстрее была утвер ждена как типовая. Центральный институт усовершенствования учителей проводит обучение педагогов изобразительного искусства, а они уже как методисты гото вят специалистов на местах. У нас не так уж мало последователей. Трудно перечислить всех учителей, которые добились серьезных результатов в претворении в жизнь идей художественного воспитания. Среди энтузиастов назову учителей Н. А. Горяеву из Зеленограда, А. А. Чучева из Казани, Э. Г. Григорович из Ростова-на-Дону, К. В. Дитмар из Вильнюса, Б. В. Пионтик из Ташкента. — Учитель изобразительного искус ства— это тот, кто раньше назывался учителем рисования? — Тут разница не просто в названии, а в сути. Рисование — это только один из способов приобщения к искусству. Суще ствует и живопись, и скульптура, и кон струирование. Рисунок— лишь один эле мент языка художника... Хорошо подгото вленный учитель в каждой школе— вот фигура, с помощью которой мы рассчиты ваем изменить ситуацию в эстетическом воспитании. — А какую роль вы отводите семье? — Полноправного партнера и союзни ка. Хотя, к сожалению, сегодняшняя семья в большинстве своем не готова дать ребен ку системное понимание искусства. Это не вина молодых мам и пап, а беда: они в свои школьные годы многого не получили. Да, сейчас жизнь стремительна и напряженна, всем катастрофически не хватает време- ни, но я все же призываю родителей выби рать часок-другой на посещение с детьми музеев и выставок. Ваш эмоциональный отклик на то, что пытается своими руками вылепить или нарисовать малыш, совме стное с ним любование красками заката или цветущей лесной поляной оставят в душе ребенка добрый след. А присталь ное, сосредоточенное рассматривание кар тин в музее поможет постепенно постиг нуть истину, что искусство— это труд души. У нас есть много примеров целенаправленной воспитательной работы музейных специалистов с детьми. И не только таких прославленных хранилищ, как Эрмитаж, Русский музей или Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Благородное дело бескорыстно, подвижнически творят коллективы маленького литературного музея Константина Паустовского под Тарусой, картинной галереи в Казани, сельского музея художника Василия Поленова в Тульской области. Прекрасной школе/ формирования и художественного, и ело- | весного образного видения мира стал для малышей Музей-квартира Васнецова в Москве, где они слушают сказки и рассматривают полотна великого живописца-сказочника. Личность человека- формируется и в развлечениях. Важно, что ему доставляет радость. Сейчас все шире распространяются видеоклипы со сценами жестокости, насилия, секса. В этом тоже своя, пусть и негативная, эстетика: безобразное рекламируется как красота. И это, я считаю, извращение вкуса, вкус, чуждый идеалам добра. А создатели таких лент наверняка не приемлют мой вкус. Впрочем, искусство — это из века в век борьба духовных культур. И родители должны отдавать себе отчет, какую духовную культуру они несут детям, что смотрят сами, чем восхищаются. — Как жаль, что в нынешних семьях все реже устраиваются громкие читки, домашние спектакли, музицирование. С приходом в дом телевизора человек все больше становится пассивным потребителем искусства... — Да, пассивным потребителем, а не активным участником. Как в футболе, бо лельщик сидит, а футболисты бегают по полю. А ведь семейные чтения, совме стные игры, постановка сценок, сочинение «своих» сказок, а где возможно и музици рование наиболее активно приобщают ма лыша к пониманию и восприятию литерату ры и искусства, пробуждают творческое начало, формируют личность. Посеянные зерна прорастут добром, поэтому не жа лейте на общение с детьми сил и времени. — У некоторых людей раз и навсе гда сложился стереотип, что настоя щая живопись только у «настоящих классиков»... — Это не совсем так. Советское искус ство дало немало примеров прекрасного, высокого искусства. Мне, например, огром ное эстетическое удовлетворение прино сит общение с полотнами Юрия Пименова, Павла Корина... Вообще в картинных галереях, музеях страны огромный запас произведений, на которых можно воспитывать истинное понимание красоты, если бы хоть малую толику его освоить в школьные годы. Потому мы и бьемся за то, чтобы в общеобразовательной школе для всех без исключения детей открыть путь для постижения красоты и гармонии. А наиболее одаренным предоставить возможность заниматься в студиях, профессиональных училищах. Короче говоря, всем дать минимум, а желающим — максимум. Это долгий, но единственный путь для духовного роста и воспитания вкуса. — Сейчас многие художники, в том числе и самодеятельные, вышли со своими картинами и поделками в пря мом смысле слова на улицы. В Москве, например, у Измайловского парка ты сячные толпы покупателей. Причем предлагается и покупается порой от кровенная халтура. — Никакой пошлости нельзя поставить административный заслон. Приказом вкус не изменить. Можно только воспитанием. Мы и пытаемся это сделать. — И когда же, Борис Михайлович, вы ждете отдачу от своих усилий? — Вы хотите сразу? — Хотелось бы побыстрее... — Думаю, что только тогда, когда ны нешние первоклашки сами станут родите лями и учителями. И если они, как эстафе ту сегодняшнего дня, передадут своим де тям любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, кино и театру (ведь эстетическое воспитание неразрывно), понимание их, тогда за наши духовные ценности можно быть спокойным. Пока, к сожалению, не все к этим ценностям относятся должным образом. Ну что ж, положительные тенденции накапливаются долго. А потерять, разрушить можно за одно поколение. — Борис Михайлович, в вашей книге высказана замечательная мысль о том, что искусство в воспитании— лишь плуг, лишь культиватор. Но без плуга пашню и поднять невозможно. Сейчас в нашем обществе появилась возможность глубокого сева на этой пашне — с надеждой на добрые всходы. — Да, перестройка в обществе принесла, на мой взгляд, самое необходимое для возрождения истинных идеалов социализма: мы начинаем осознавать себя как личности. И начинаем понимать, что многого не понимаем. Следующее, что нам необходимо,— сделать шаги к пониманию силы искусства в формировании нравственного, духовного здоровья общества. Это нельзя выучить, сдать, как математику или географию. Путь самосовершенствования трудный и долгий. Но если постепенно, постоянно, шаг за шагом входить в искусство, вдумчиво читать, смотреть, слушать, красота и гармония живого цветка, натюрморта на полотне, поэтической строки или мелодии флейты сделают добрее и мудрее каждого. |
Содержание номера Следующая страница >>>