Оглавление книги >>> |
Журнал «Твоё здоровье»Издательство Знание 2/95 |
Терапевтическое воздействие эстетического переживания не обязательно связано с высокими достоинствами объекта, который нравится, которым мы восторгаемся. Но обязательным является инстинктивное чувство, заставляющее задержаться именно перед этим экспонатом с целью продлить появляющееся внезапно состояние удовлетворения и распахнутого сердца навстречу благой вести. Такой экспонат кажется нам «правильным» («тем, что надо»), «несравненным»! Эта реакция не зависит от образования и «культурности». Эта реакция редко возникает во время коллективных посещений музеев под руководством даже хороших экскурсоводов. Скорее наоборот — превращение эмоциональной информации в причинно-следственные речевые связи вызывает нередко пустословный невроз, избавиться от которого не так-то просто. Биоэнергетический канал «мне нравится» включается мгновенно — рефлекторная реакция зеркала нашей цветоформальной структуры. Структура эта закладывается важными для нас эмоциональными состояниями и их связями с обстоятельствами среды обитания. Цветоформальная память хранит впечатления и от примитивных ковриков с гусями и оленями над кроватью (место сна особенно важно в этом случае), и от разорванных сетей невода на морском побережье, и от лопухов с крапивой возле конуры любимого пса, и от ночной галактики над запрокинутой головой. Понятие «красиво» отдельной личности может расходиться с эстетическими оценками группы, коллектива, культуры народов. Принцип отбора материалов для эстетикотерапевтическои практики — исключительно через вкусы и потребности пациента. В качестве отправной точки должны использоваться небольшие коллекции артефактов: открытки, ювелирные изделия, рисунки, живопись и т.д. с тем, чтобы уже на первом сеансе можно было бы включить биоэнергетику «мне нравится». Закрепление и продление этого состояния с помощью специальных методик и составляет основу эстетикоте-рапии, созданной в нашей лаборатории коллективом художников, врачей и педагогов. Фундаментальный закон нашей Вселенной проявляет себя прежде всего в закономерностях части (целого). Изменения в составе и количестве частей, изменение связей между ними приводит к «частетрясе-нию» иногда с уничтожением Целого. Так погибла династия Романовых, так распался на наших глазах СССР. Так заболевает и умирает все живое на Земле — «частетрясением». Мы все с уважением относимся к нашему «Я», но не желаем знать его составляющих и их комбинаторных вариантов (множество аспектов личности), не знаем связей между ними и, не ведая, что творим, уничтожаем сами себя «частетрясением». 60% коры головного мозга так или иначе связано со зрением. Вот почему разглядывая части целого и подглядывая нехитрые количественные и качественные секреты частей, мы образным слайд-способом насыщаем наш организм ценнейшей жизненно важной информацией о «правильных» (непатологических) состояниях. В норме, когда человек понимает, что предъявленный ему предмет красив — совершенен, след в восприятии имеет 7±2 части (константа квантования психологического отражения среды обитания). Взятая отдельная часть тоже окажется целым с 7±2 частями (но потом, через какой-то, пусть самый малый промежуток времени). В этой неодномоментности психологического восприятия и заключено психологическое время. В патологическом состоянии человек может отвергнуть и разрушить всеми признаваемую красоту, когда он заболевает «одномоментностью восприятия». Разрушители Храма Христа Спасителя не видели красоты Храма, для них эта была груда бессмысленных форм. Иначе разрушители сошли бы с ума: уничтожать красивое — физическая и психическая пытка, т.к. красота изоморфна жизни. Разрушители сошли с ума, но как в замедленном кадре — значительно позже. Иными словами, в момент разрушения их сознание находилось в расщепленном состоянии, когда ощущения и восприятия отключены, и оно не может последовательно оценивать и корректировать поведение. Вождизм, как разновидность сатанизма, взял на вооружение этот прием нечистой силы и воспитал миллионы палачей и павликов Морозовых, которые без этого приема не могли бы уничтожить себе подобных (людоедство). Порошком людоедства посыпались, хотя и не очень умно и не очень умело, все словоформы (пресса, речи), видеоформы (телевидение, кино, театр, изопродукция) и мыслеформы (политзанятия, партсобрания). Раковые формы ощущений и восприятий выращивались в оранжереях массового спорта. Большие количества низкочастотных колебаний, производимых спортсменами на стадионах, позволяли зрителям «сходить с ума», «беситься», «бушевать», т.е. формировать рефлекс отключения верхних этажей сознания. Заметим, кстати, что художественные вкусы спортсменов часто оставляют желать лучшего.
* * * Если первое же «мне нравится» нашего пациента отдает мещанским вкусом или выраженной патологией цвета (вследствие депрессии, зомбиподобного воспитания), мы начинаем спокойно работать с этой псевдокрасивостью, заставляя зрение «слепой курицы» повторить те ступени, которые оно «проходило» (или должно было проходить, но не прошло) в самом начале жизни, когда закладывается цветофор-мальная структура личности. Мы применяем в основном (существует и много вариантов) следующие приемы. |